Шлифовка и полировка украшений из эпоксидной смолы
Кажущиеся невесомыми украшения с фантастическими композициями внутри украсят любую модницу. Бижутерия из эпоксидного компаунда прочно заняла свою нишу на рынке хенд мейда. Но для достижения эффекта стеклянной прозрачности ювелиру требуется приложить немало усилий.
После отвердевания полимерного состава, как правило, ювелир сталкивается с необходимостью удаления небольших, но портящих внешний вид деталей. Например, при заливке медальонов вязкий состав стекает в процессе застывания, образуя ненужные подтеки и наросты. Их необходимо удалить и тщательно заполировать их следы. Иногда, если «лишней» массы много, придется не только отшлифовать изделие, но и залить еще одним слоем пластика, чтобы наверняка скрыть недостаток. Опытные мастера советуют обратную сторону медальона заклеивать скотчем. Тогда подтеки просто удалятся вместе со скотчем, и очистка потребуется минимальная.
После высыхания заготовки и извлечения ее из специальной формы-молда она также нуждается в дополнительной коррекции. Выступающие кромки или бороздки, образовавшиеся в процессе отвердения состава, требуют удаления. Обычно такой вид дефектов появляется при изготовлении при помощи молда браслетов и колец. Неровные и заостренные края, образующиеся на заготовках, нужно сгладить.
В подобной коррекции нуждаются и те отливки, чья форма не имеет недостатков. Чтобы изделие смотрелось идеально, его поверхности требуется тщательная зачистка – шлифовка и полировка застывшего сырья. Это заключительная стадия, придающая завершенность прозрачной глубине декора.
Техника безопасности
Эпоксидка полностью твердеет через 7-8 дней. Механическое обрабатывание рекомендуют проводить по истечении этого срока, так как частицы не до конца отвердевшей смолы особенно опасны – они сохраняют токсичность. Особенно это актуально при сверлении, но и шлифовка также может затронуть не до конца сформировавшийся компаунд.
По количеству отходов это самый «грязный» этап, поэтому рабочий стол лучше застелить куском полиэтиленовой пленки. Если предстоит большой объем работы, то нужно позаботиться и о защите волос и одежды.
На этом этапе образуется много мелкой пыли. Чтобы она не попала в дыхательные пути, рекомендовано работать в респираторе с пылевым фильтром. Также не стоит слишком близко наклоняться над обрабатываемой деталью, чтобы пыль не попала в глаза. Глаза можно защитить с помощью очков. По окончании работ рабочее место и одежду необходимо очистить, помещение проветрить.
Используемые инструменты и их применение шлифовки и полировки украшений из эпоксидной смолы
Дремель – это ручной электроинструмент с вращающимся стержнем и набором разнообразных насадок. У него множество областей применения, в том числе и в ювелирном деле.
Дополнительная возможность – с помощью входящих в комплект сверл очень удобно проделывать дырочки для креплений. Эффективен для снятия крупных дефектов, но для тонкой работы или обрабатывания маленьких поделок он слишком мощный. Возможно соскальзывание прибора, неравномерная чистка с созданием впадинок, появление ненужных царапин и т.п. При чистке маленьких элементов их просто выбивает из рук, к тому же руки можно поранить.
Еще один электроприбор – фрезер или машинка для маникюра. Ее принцип действия аналогичен дремелю, но число оборотов, как правило, ниже. Фрезер существенно ускоряет процесс шлифования и полирования.
Можно обойтись только ручными методами, используя наждак, пилочки для ногтей и затирочные губки. Для особо тонкой отделки или зачистки миниатюрных элементов подходит только этот метод. Начинать очистку следует абразивом с крупной степенью шероховатости, затем плоскость зачищается более щадящим способом, постепенно доводя деталь до требуемой гладкости и прозрачности.
Такой способ занимает много времени, но зато отличается особой точностью. Тонкие линзы, мелкие компоненты, плоские равномерные поверхности профессиональные мастера рекомендуют обрабатывать именно таким образом, т.к. здесь особенно трудно добиться равномерного удаления дефектного слоя.
Все вышеперечисленные способы зачистки вызывают появление большого количества пыли. Можно применить оригинальный технологический прием: обработку под водой. В удобный плоский лоток наливается вода глубиной 5-10 см. На дно укладывается кусок водостойкой наждачной бумаги выбранной степени абразивности, о которую с нажимом трется обрабатываемое украшение. При этом методе запыленность полностью отсутствует, а шлифование отличается скоростью и равномерностью. Он очень эффективен для колечек и браслетов.
Полезные рекомендации
Чтобы механическая обработка была минимальной, следует заливать молды равномерно и аккуратно, чтобы не образовывались ненужные выступы или бороздки. Работать следует на строго горизонтальных поверхностях, без наклонов. Иначе заливаемая смесь при застывании распределится неравномерно, и перекос необходимо будет корректировать.
Если изделие планируется многослойным, то нет необходимости тщательно выравнивать и полировать слой перед следующей заливкой. Достаточно убрать основные погрешности крупнозернистой абразивной бумагой или пилкой с крупной насечкой, а оставшиеся царапины надежно скроет новый пласт эпоксидки. Но если технологией изготовления предусмотрено покрытие лаком, то зачищать лакируемую плоскость нужно бережно и аккуратно, начиная с крупнозернистого обрабатывания и постепенно снижая уровень шероховатости абразива. Лак не скрывает повреждений, и декор потеряет привлекательность.
Приобрести сырье и инструмент можно в розничных или интернет-магазинах для творчества. Например, в нашем. Большой выбор и разнообразие позволят творить, не отвлекаясь на такие мелочи, как поиск красителя, фурнитуры или инструментов. Посмотрите наш каталог, там найдется все, что вам нужно!
Вам так же может быть интересно:
Способы подготовки растений для заливки эпоксидной смолой
Обработка растений для заливки эпоксидной смолой
Основные ошибки при смешивании эпоксидной смолы
11 комментариев
И шкуркой с каким номером советуете заканчивать шлифовку?